Первый усилитель с процессором BLAM RA 704 RT появился почти полтора года назад и имел ровно ту же самую концепцию – лёгкий и относительно недорогой апгрейд базовой аудиокомплектации до уровня не ниже топовой аудиокомплектации. Сейчас же в название добавлено недвусмысленное PRO, и вместе с этим значительно расширено функциональное оснащение.
КОНСТРУКЦИЯ
Усилитель очень компактный – стандартного листа А4 хватит, чтобы целиком обернуть его. Ещё и по краям останется. Как всегда в таких случаях – фото со "стандартной единицей сравнения" для понимания габаритов.
В комплекте поставляется готовый кабель (так называемый "харнесс") для подключения в разрыв разъёма головного устройства. Разъединил разъём ГУ, воткнул новый разъём, всё, усилитель подключен. Берёт сигнал от ГУ по высокому уровню, обрабатывает, усиливает и "отправляет" в акустику.
Для включения сигнал Remote не используется. По той причине, что в некоторых штатных системах его просто может не быть. Включение происходит по наличию сигнала на аудиовходе (точнее, по наличию постоянной составляющей). Попробовал, работает, включается. Если в систему планируется добавить ещё усилители, имеется управляющий выход Remote.
В моём комплекте был вложен харнесс со стандартными ISO-разъёмами – самый универсальный вариант. Но вообще, есть версии для подключения в разрыв оригинальных штатных разъёмов. Точно знаю, что усилитель можно "безболезненно" инсталлировать в некоторые BMW, Volkswagen, Audi, Mercedes и Toyota. Насчёт остальных – нужно узнавать у дистрибьютора BLAM, думаю это далеко не единственные варианты.
Правда, тут есть одна особенность. Чтобы не нагружать штатную проводку, мощность при таком подключении принудительно ограничивается величиной 50 Вт на канал. Разумеется, честных RMS, а не тех, что обычно пишут на магнитолах.
Чтобы полностью задействовать потенциал усилителя, предусмотрено дополнительное подключение "силы". В этом случае ограничитель снимается, блок питания начинает работать в полную силу, и мощность подрастает до 70 Вт на канал. Лично я, так уж и быть, заморочился бы и протянул парочку 8 Ga к аккумулятору. Толще тут и не требуется – во-первых, это D-класс, а во-вторых, трасса получается короткой, тянуть кабели через всю машину всё равно не придётся.
С другой стороны корпуса все элементы управления свелись к единственному переключателю "обхода" DSP. Мало ли, вдруг захотите использовать RA 704 DSP PRO просто как оконечный усилитель (как говорили в 80-х годах, "бустер")?
Три пары разъёмов RCA – это линейные выходы. Одна из пар – на сабвуфер, процессор-то здесь 6-канальный. Две других пары – дублируют каналы встроенного усилителя. Это, видимо, для тех, кто захочет использовать RA 704 DSP PRO только как процессор. Ну пусть тоже будут.
Теперь к начинке. Снимаю крышку. На основной плате собраны сам усилитель и блок питания.
Процессорная часть вынесена на субплату. Используется чип ADAU1701 от Analog Devices – не слишком распространённый в автомобильных процессорах, но довольно популярный в профессиональной сценической аппаратуре.
Bluetooth-приёмник тоже вынесен на отдельную субплату.
Под "процессорной" платой – счетверённый операционник TL084, "обслуживающий" входы.
Силовые ключи блока питания расположены с нижней стороны платы и прижаты к нижней крышке винтами.
Аналогично реализованы и силовые ключи звуковой части.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОРОМ
Вот в этой части процессор выгодно отличается от всего, что сейчас есть на рынке. Никаких тебе ноутбуков, подключения к USB и прочих экзерциций с проводами. Скачиваю приложение с Play Market (ну или с App Store, у кого iPhone), цепляюсь по Bluetooth с процессору и могу "рулить" всеми его настройками прямо со смартфона.
Во-первых, эквалайзер. Он здесь не поканальный, но каналы Front и Rear можно настроить раздельно. Это 7-полосный параметрик с возможностью выставлять для каждой полосы любую частоту и менять добротность (ширину полосы регулирования) от 0,3 (очень широкая полоса) до 9,9 (очень узкая полоса). Диапазон регулирования - от -15 дБ до +15 дБ. Есть отдельный регулятор-ползунок для настройки уровня баса. Работает одновременно во всех "собственных" каналах, усиливая сигнал вблизи 80 Гц. Выбор такой частоты для широкополосных каналов оказался вполне оправданным – хорошо подчёркивается панч, при этом акустика не перегружается тем, что всё равно должно идти на сабвуфер. Полузком 3D можно добавить звучанию "объёмности". Между прочим, если не злоупотреблять уровнем этого эффекта, то очень даже "освежает" звучание. Описание на этот счёт не даёт конкретики, но на прослушивании сложилось впечатление, что простой реверберацией тут не обошлось. В общем, поиграться можно. Фильтры выставляются в каналах попарно. Сами пары каналов обозначены как Front / Rear / Subwoofer, но ограничений по выставленным частотам никаких. Так что, например, канал Subwoofer (линейный выход) можно спокойно использовать и как широкополосный. Крутизна фильтров – до 24 дБ/октава. Правда, отображение фильтров тут схематичное, поэтому выставленная частота не соотносится с масштабом графика. Но к этому быстро привыкаешь.
Задержки выставляются с шагом 1 см. Вводится именно значение, на которое нужно "отодвинуть" динамик (а не реальное расстояние до него). Максимум – можно "отодвинуть" на 2,3 м.
Кстати, при настройке нужно быть аккуратнее, чтобы не промахнуться и не жмакнуть на большую кнопку Reset – программа обнуляет задержки без лишних предупреждений.
Отдельно выставляются уровни громкости по каждому каналу. В этом же окне можно перевернуть полярность или временно "заглушить" канал.
Ну и, наконец, пресеты. В самом процессоре можно сохранить до 5 пресетов и сколько угодно – в самом телефоне.
ЗВУЧАНИЕ
Как и почему это работает?
Многие полагают, что если звук со встроенного усилителя ГУ не очень, то и от подключения к нему ещё одного усилителя он лучше не станет. На самом деле это очень распространённое заблуждение.
Когда мы подключаем динамики к ГУ, встроенный усилитель работает в достаточно тяжёлом режиме – импеданс динамиков составляет единицы Ом, и через выходные каскады текут весьма приличные токи.
Если же мы подключим вместо динамиков отдельный усилитель (а у него входное сопротивление на пару порядков выше), то встроенный усилитель будет работать в совершенно другом, более лёгком режиме. Вся "силовая" нагрузка в этом случае ляжет на отдельный усилитель, у которого питание реализовано посерьёзнее, и, как следствие, силёнок уже побольше.
К чему подключалось?
Поскольку RA 704 DSP PRO рассчитан исключительно на работу с ГУ, и просто так даже не включится, пришлось подбирать для него какой-нибудь приличный аппарат. Из того, что было под рукой на момент теста – Alpine X800D-U.
Для начала подключил акустику с выходам встроенного в ГУ усилителя. Все настройки для чистоты эксперимента вывел "в ноль". Прогнал несколько знакомых треков, чтобы определить "точку отсчёта". Лишний раз убедился - встроенный усилитель сложно сравнивать по звучанию с полноценной системой, даже если это дорогое ГУ. Хотя и с дешёвыми магнитолками, чего уж там, этот аппарат тоже не сравнить.
Каков эффект?
Включаю усилитель в разрыв "акустической" части ISO-колодки. Благо, это занимает всего несколько секунд. Разница, скажу я вам, разительная, услышит даже человек, у которого на ушах целый медвежий выводок джигу сплясал (ну или кто по молодости наваливал 150+, сидя в машине).
Во-первых, звучание стало громче, уровень громкости на ГУ пришлось немного прибрать. Но это не самое главное, ведь громкость определяется среднестатистическим уровнем сигнала, а это, как ни крути, лишь единицы Ватт.
Важнее то, что звучание стало более лёгким и раскрепощённым – значительно улучшилась динамика. Наш слух вообще очень чувствителен к пикам сигнала, которые любой маломощный усилитель ГУ сильно зажимает. Если образно, то как будто до этого на динамиках было накинуто тяжёлое байковое покрывало, и его сдёрнули.
Рок. Хорошая передача гитарных фуззов, звучание стало более ясным. Появилось "концертное", толкающее в грудь ощущение бас-бочки, ушла размытость и вялость на низких частотах. Причём даже у капризных в этом отношении AC DC. Бас-гитара передаётся с хорошим рельефом, не гудит.
Клубная музыка. Хороший панч. Бас слегка облегчён, но на то есть сабвуфер, а напрягать акустические системы слишком низкими частотами – это моветон. В крайнем случае, можно побаловаться с бас-бустом в программе настройки. Судя по тому, что динамики при этом не уходят в "расколбас", в усилителе имеется постоянно включенный ФВЧ. Звучание на СЧ и ВЧ ясное и драйвовое, лёгкое, но без напускной яркости.
Джаз. На удивление, чистое и лёгкое звучание ВЧ диапазона – даже щёточки по тарелочкам играют как надо, а не шипят как сбрендившие коты. Конечно, я бы не сравнивал звучание с дорогими аудиофильскими усилителями, но в целом сама "фактура" инструментов передаётся правильно, а это уже признак высокого уровня. Если честно, ждал, что будет попроще. СЧ комфортные, вокал не "рассыпается" синтетикой. Лишнее подтверждение, что D-класс за последние несколько лет шагнул далеко вперёд в качестве звучания.
ВЫВОДЫ
BLAM RA 704 DSP PRO – это в первую очередь готовое решение для апгрейда автомобилей в базовой комплектации. Помня о недавнем мероприятии, связанным с апгрейдом штаток – если в тот же BMW поставить этот усилитель на СЧ и ВЧ и добавить двухканальник на динамики под сиденьями, то звук будет просто на порядок лучше, чем, например, у штатной системы Harman/Kardon (при этом стоить в итоге будет ничуть не дороже). Недаром же Ги Бонневиль в Зальцбурге не стеснялся давать послушать свой Mercedes, в котором этот усилитель работал от штатного ГУ на топовую акустику BLAM.
Плюс ко всему продвинутый пользователь получит хорошие возможности поиграться с настройками – у него в руках будет и эквалайзер, и задержки, и фильтры поканалки, и даже пресловутый "3D-звук" (как в том же Harman). К тому же настраивается всё это не с ноута, а со смартфона по Bluetooth – наконец хоть кто-то это сделал.
Цена, считаю, вполне адекватна, на момент теста – что-то около 35 тысяч рублей. Тем более, что BLAM RA 704 DSP PRO – это не просто отдельный девайс, а готовое решение plug-n-play – быстрая установка без вмешательства в штатную проводку и возможность в любой момент вернуть штатную систему в исходное состояние.
- Компактный корпус
- Высокий КПД, малое тепловыделение
- Подключение plug-n-play в разрыв штатных разъёмов
- Возможность быстро вернуть штатную систему в исходное состояние
- Лёгкое управление со смартфона или планшета по Bluetooth
- Действительно радикальное улучшение звучания
- Для выбранной концепции существенных минусов не обнаружено
|